Размер шрифта:
Цвет сайта:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка"

Неделя наук естественно-математического цикла. 5 класс. «Физические и химические явления».

Максюта Ирина Николаевна, Либман София Айзиковна

В рамках недели предметов естественно-математического цикла для учащихся 5-х классов прошел урок «Физические и химические явления»

Ребята выполняли задания (смотри практическую работу) и в конце работы подвели итог.

 

Многообразие явлений в природе (химические и физические явления).

Задачи:

-закрепить и расширить знания о явлениях природы,

-обобщить знания о многообразии явлений в природе,

-актуализировать знания учащихся о телах природы, их состоянии и свойствах.

 

В окружающей нас природе постоянно происходят разные явления ,изменения некоторые из которых вы знаете .Явления природы -  это таяние льда на реке, набухание почек на деревьях весной, летние дожди ,осенний листопад, сверкание молнии при грозе, появление ржавчины на железных изделиях, горение свечи…

Из всего многообразия явлений природы рассмотрим физические и химические. Вам на столах выданы инструкции- руководства. Вы читаете описание работы и выполняете необходимые действия.( Объяснить правила работы). Выполняете опыт и заносите результаты в таблицу. В конце работы вы делаете вывод:

Какие из опытов демонстрируют явления физические, а какие – химические.

Практическая  работа.

1. Вам выдан кубик льда в стакане. Изменилась ли его форма и объем в конце вашей работы?

2. Зажгите спичку. Обратите внимание на запах и цвет спички после её затухания.

3. Вам в спичечной коробке выданы железные опилки. Закройте опилки листочком бумаги и поднесите к

   ним магнит.

4.  В ячейке пластины соедините 2-3 капли кислоты НNO3 и 1 каплю лакмуса. Каким стал цвет раствора?

5.  Надуйте воздушный шарик (не очень сильно) и завяжите его ниткой. Надавите на шарик и отпустите

     руку. Что произошло с шариком? 

6. В ячейке пластины соедините 2-3 капли соли Na2CO3 и 1 каплю кислоты НNO3.  Что вы  увидели?

7.  Возьмите надутый шар из опыта №5 и потрите им свои волосы. Поднесите этот шар к маленьким

    кусочкам бумаги, которые вам выданы.

8. В ячейке пластины соедините 2-3 капли соли К3РO4 и 1 каплю соли АgNO3.  Что вы  увидели?

 

Заполните таблицу.

Ваши действия

Что вы увидели?

Изменился ли состав вещества?(да-нет)

1. Наблюдал за кусочком льда.

 

 

2. Зажёг спичку.

 

 

3. Поднёс магнит к железным опилкам.

 

 

4. Соединил кислоту НNOи  лакмус.

 

 

5. Надул воздушный шар.

 

 

6. Соединил соль Na2CO3 и кислоту НNO3.

 

 

7. Поднёс натёртый шарик к бумаге.

 

 

8. Соединил соль К3РO4 и соль АgNO3

 

 

 

Сделайте вывод:

                                         физические явления (номера)     _______________________

                                         химические явления (номера)     _______________________

 

Отзывы учеников после окончания работы:

«Опыты мне очень понравились. Работа с веществами очень занимательная. Я узнал много нового из опытов. Особенно мне понравился опыт №8, когда мы с Ворониным Темой соединили соль KPO3 и соль  ArNO3. И что мы увидели… Мы увидели, как смесь солей превратилась в желтый порошок. Но как это случилось? Ведь вещества были разных цветов. Это для меня загадка. В общем, работа мне очень понравилась, в ней были и физические, и химические явления. Я хотел бы побольше таких работ, и буду в них с удовольствием участвовать.»

Сорокин Максим 5 «в»

 

«В эксперименте с шариком было интересно, что иногда все происходило наоборот и вместо притяжения к шарику бумажек, получалось, что бумажки прилипали к волосам!»

Терентьева Полина 5 «в»

 

«Было очень весело. В начале урока нам рассказали правила  безопасности, все отнеслись к этому серьезно.»

Варакина Настя   5 «в»

 

«Мне очень понравились физические и химические эксперименты, особенно с азотной кислотой.  Было опасно, но и забавно. И я научилась пользоваться пипеткой, хотя раньше не представляла, как набирать в нее вещества.»

Бугрова Юлия   5 «а»