Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук)
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.)
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни. |
PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment) TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study) PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study) TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey) PIAAC – Международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies) Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации. |
Федеральный институт оценки качества образования при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит международные конференции, посвященные вопросам современного образования, на которых ведущие международные эксперты делятся опытом в сфере оценки качества образования
В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования. https://fioco.ru/ru/osoko/msi/
Методические рекомендации для детей и родителей "Что значит быть грамотным"
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке"
Тест «Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников»
Марафон по функциональной грамотности 2020-2021 учебного года
Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики
Банк заданий по функциональной грамотности
Нормативные документы
Федеральный уровень
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся" (посмотреть)
Региональный уровень
Региональная система оценки качества образования - https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Pages/sistema-OK-podgotovki-obuch.aspx
Независимая оценка качества образования на региональном уровне - http://coikko.ru/monitoring/nezockachpo/regiskachpodob/
Муниципальный уровень
Материалы августовской конференции – 2021 "Управление качеством образовательной деятельности. От задач к решениям" http://yar-edudep.ru/razdely/informaciya_dlya_rukovoditelej/materialy_avgustovskoj_konferencii_2022/
Локальные акты школы