Что такое Школьный Научный Театр? 

Все, что есть в этой жизни полезного,
Уникального, интересного,
Все придумано, братцы, наукой
И тем, кто с ней связан, совсем не до скуки.

Школа сегодня является одним из крупнейших центров нравственно интеллектуального воспитания, поэтому возникает необходимость в разнообразии способов организации обучения и досуга. Школа имеет многолетний опыт работы по направлению «Одаренные дети» и находится в постоянном поиске новых форм и методов работы со школьниками. Все это натолкнуло нас на мысль о создании школьного научного театра как средства развития учеников.

Школьный научный театр - форма работы  с учащимися, позволяющая объединить творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Почему «Школьный»? Интерактивные представления по всем предметам учебного плана.

Почему «Научный»? Наука и искусство имеют дело в основном с одним и тем же первоначальным материалом – миром природных явлений. Искусство, как правило, ищет красоту во внешних проявлениях объектов и явлений. Науку волнует красота тех внутренних закономерностей, которым подчиняются физические явления. Наука «красоту красоты» ищет.

Почему «Театр»? «Театр» в переводе с греческого – «место для зрелищ, зрелище». Такая форма как нельзя лучше подходит для совместного действа актёров и зрителей в приобщении к высшей красоте.

Таким образом, школьный научный театр – это небольшие сценические постановки или целые спектакли, имеющие определённый сюжет и героев, основанные на демонстрациях одного или множества занимательных экспериментов, их обсуждение и научное объяснение с активным участием зрителей.

Школьный научный театр - это

- интерактивные представления по всем  учебным предметам
- это абсолютно новый и интересный формат подачи научного материала
- театральные постановки на тему истории научных открытий (изобретений), благодаря которым  можно погрузиться в мир науки
- театральные постановки, рассказывающие о жизни великих учёных
- научные представления на которых в живую можно увидеть не только великих учёных, момент свершения открытия, но и настоящие эксперименты, которые ему предшествовали

Цель школьного научного театра - создание условий, по выявлению и развитию одаренных детей; создание положительного эмоционального отношения к знаниям.

Основные задачи:

• отбор методов, форм и приемов работы с одаренными детьми

• удовлетворение познавательных потребностей детей

• погружение школьников в среду, в которой они начали бы активно мыслить

• привитие интереса к научной деятельности

• развитие у школьников стремления развитию и саморазвитию

В процессе работы ШНТ выработаны следующие «принципы»:

«Наука – эмоциональная штука». «Где только возможно учение должно стать переживанием», – писал А. Эйнштейн. Опираясь на то, что чувственное восприятие лежит в основе любого познавательного процесса, мы стремимся максимально задействовать все органы чувств, возбудить эмоции зрителей, заставить их сочувствовать и переживать. Поглощать знания надо с аппетитом!

«Снимите тёмные очки!». Мир полон чудес, но мы перестали их замечать и им удивляться. Привычка, словно тёмные очки, не даёт нам разглядеть мир в цвете. Необходимо помочь зрителям увидеть необычное в обычном (сделать привычное занимательным), снять тёмные очки. Ведь мышление начинается с удивления.

«Чудо – не есть чудо». Для нас чудо – это возможность удивиться, это – парадокс, это – вызов здравому смыслу и возможность задуматься о высшей красоте. Сценарии представлений «просты»: сначала мы творим чудеса, а затем вместе со зрителями находим им научные объяснения.

«Ключик для раскрытия чудес». Наука – это инструмент для познания окружающего мира, ключик, позволяющий открыть волшебную шкатулку природы.

«Зритель – не есть зритель». В чудеса со слов верится плохо, их надо не только увидеть, но потрогать собственными руками. Наш «зритель» – не простой созерцатель, он активный участник действа. Но для этого надо создать среду, в которой он не смог бы оставаться пассивным. На представлении ШНТ зрители должны: «Играть! Действовать! Думать!»

«Не превращать науку в забаву». Нет верхоглядству. Не фокусы, а опыты. Научный способ познания – даже малышам. Не науку превращать в забаву, а развлечение поставить на службу науке.

«Зрители – маленькие исследователи». В каждом человеке заложено стремление узнать «отчего и почему». У зрителей появляется возможность почувствовать себя маленькими учёными: совершить свои открытия и утолить интеллектуальную жажду.

«Жизнь, как главное наглядное пособие». Некоторые ошибочно считают, что наука далека от повседневной жизни. Сухая наука? Нет, «мокрая»! Любая формула, закон – это суть множества реальных процессов, происходящих с нами и вокруг нас. Необходим акцент. Рассказывая о равноускоренном движении материальной точки, крайне важно уронить кирпич.

«Войти со зрителями в резонанс». Сюжеты представлений ШНТ, соотношение «игры» и «науки» и даже язык общения со зрителями предусматривают некоторую вариативность. Войти в резонанс со зрителями – значит, перейти на оптимальный уровень общения с ними.

Актуальность: развитие творческих способностей детей, реализации их творческих потребностей.

Уникальность: включение занятий научного театра в образовательное пространство школы обеспечивает равные возможности в творческом самовыражении, самореализации и самоопределении школьников.

Основная идея: научно театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс: урочную, внеурочную и внеклассную работу по всем предметам.


Опыт проведения Недели школьного научного театра 2017-2021 году

Сценарий представления ШНТ «Иностранцы и Великие изобретения человечества»

Страница обновлена 18.04.2021