муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка"

Школьный театр "Калейдоскоп"

Создан в 1989 г. Цели: самореализация учеников, духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Работает в течение всего учебного года, представляет спектакли на школьной сцене, готовит постановки для городских и областных мероприятий, участвует в фестивалях и конкурсах разного уровня. Ежегодно становится победителем и призером в разных номинациях городского фестиваля ученических спектаклей "Играем в театр", городского конкурса малых театральных форм "Глагол".Каждый год с школе проходит бал-конкурс "Татьяны милый идеал".

Школьный театр «Калейдоскоп» основан в 1989 году на базе творческого объединения «И слову вещему внимая…». Бессменным его руководителем является Сурова Евгения Николаевна, Заслуженный учитель РФ. Первыми его участниками были пятиклассники, которые оказались разносторонне развитыми личностями, любившими читать, музицировать, рисовать, писать  стихи и рассказы, ходить в театр, встречаться с артистами, пробовать себя в этом виде искусства.

Отправной точкой были сказки А.С. Пушкина и сказка А. Островского «Снегурочка».

Основной задачей театра является духовно – нравственное развитие учащихся, их творческих способностей, стремление, как говорил В. Шекспир, «до правды достучаться и вам (зрителям) её с поклоном подарить».

За годы существования объединения сменилось не одно поколение учеников, количество которых трудно сосчитать. В его работе, как правило, принимали участие и принимают участие ученики разных классов, начиная с начальной школы (например, в спектакле «По правилам военного времени») и заканчивая одиннадцатиклассниками (например, в спектакле «Я помню чудное мгновенье»). Помимо учеников, свое место в театральном движении занимают и взрослые, в частности родители, которые помогают в работе с декорациями, музыкой, а мама одного из учеников – Виктора Рубана – даже играла главную роль в спектакле «Нет меня». Огромную помощь оказывают актеры ТЮЗа: народный артист В. Стужев, который неоднократно выступал в школе с чтением стихов А.С. Пушкина, Заслуженная артистка А. Кормакова, которая шлифовала «актерское мастерство» таких ребят, как Рома Лоцманов, Женя Заломаев и др., актер А. Зайцев, постоянно проводивший мастер – классы на занятиях кружка.

Ребята – участники городских конкурсов «Играем в театр», «Глагол», «Голос. Книга», «Голос памяти», «Годы молодые», «Провинциальные подмостки», конкурсов чтецов, проводимых музеем М. Богдановича и Ассамблеей народов России. Они неоднократно были победителями и призерами, награждались поездками по Золотому Кольцу, в Санкт – Петербург и Белоруссию. В 2014 году коллектив принимал участие во Всероссийском конкурсе, посвященном году литературы и юбилею писателя А. Лиханова, и стал победителем.

И сейчас  ребята творческого объединения выступают на детской площадке в Карабихе, у памятника нашему земляку Н.А. Некрасову на Дне города. Пять лет они участвуют в проведении городских уроков мужества, посвященных Дню победы. В 2018 году восемь выпускников получили благодарственные письма департамента образования мэрии города Ярославля.

Зрителями спектаклей и мероприятий бывают не только учащиеся школы № 37, но и ученики других школ и творческих объединений, родители (на семейных праздниках, родительских собраниях и др.), ветераны войны и труда.

В последнее время стало традицией проведение благотворительных спектаклей, например, «У стены». Полученные средства переводились в Ярославский Детский фонд, возглавляемый В.Н. Овчинниковым.

Репертуар театра разнообразный. Здесь и обращение к классике: «Помню чудное мгновенье» (о А.С. Пушкине, А.П. Керн, М. Глинке и Е. Керн), «Смеяться, право, не грешно» (по произведениям Д.И. Фонвизина и Н.Д. Гоголя), «Как хороши, как свежи были розы» (по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева) и сказки: «А кому он нужен?», «Как кошка с собакой», «Считаю до пяти», «Ищи ветра в поле», «Будь звездой сам».

Ни один новогодний праздник в школе не обошелся без сказки, поставленной театром «Калейдоскоп». Была сказка, которая ставилась два раза, разными поколениями детей – это «День рождения инфанты» (по сказке О. Уайльда). Из зарубежных авторов можно назвать чешского писателя Отченашека и его повесть «Ромео, Джульетта и тьма» – спектакль называется так же, он о войне и любви. Военной тематики и пьесы «По правилам военного времени», (по рассказу Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой») и «Капустное чудо» (по одноименному рассказу современной писательницы Улицкой). Пьесами – предупреждениями можно назвать «Нет меня!» (автор – Е.Н. Сурова) о национализме в годы войны и сейчас и «Истребление» (по повести К. Драгунской) о проблеме русского языка, русской культуры и русской нации.

Спектакль «У стены» (2017 г., автор – Е.Н. Сурова) – психологический этюд, поднимающий вопросы нравственности и роли искусства в современном обществе. Проблемы современности поднимаются  и в спектакле «Колыбельная для Ванечки» (о школьнице, готовящейся стать мамой, и о судьбе её еще не родившегося Ванечки).

Несколько поколений учащихся воспитаны на примере книги современного писателя Альберта Лиханова «Детская библиотека» (книги о войне, детях войны и о великом Пушкине). В спектакле «Должен остаться живым» по повести А. Лиханова принимали участие ребята из разных классов, разного возраста, но все они, без исключения, смогли окунуться в далекое от них прошлое, сумели передать характеры своих героев и попытались понять себя и духовные ценности сегодняшнего времени. Главную роль, роль писателя, играли Женя Яковлев (2004г.), Женя Заломаев (2010г.), Паша Бочаров (2014г.) – все они получили Дипломы за лучшую мужскую роль в городском конкурсе театральных коллективов «Играем в театр». После каждого спектакля идет обсуждение, в котором принимают участие и зрители. Ребята учатся писать отзывы и рецензии, учатся высказывать свое мнение о спектакле. Они поддержали проект театральных уроков в ТЮЗе и сейчас являются постоянными зрителями.

Два ученика нашей школы (Алексей Тирахов и Мария Непостаева) закончили Ярославский театральный институт, а Маша еще и ГИТИС (факультет театроведения). Она в письме, посвященном юбилею театра, пишет: «Мы играли чудесные спектакли, сами шили костюмы, изготовляли простейшие реквизиты. Мне выпал шанс нарисовать задник одного из спектаклей. Мы играли на школьной сцене и на камерной сцене ТЮЗа. Прекрасное было время».

В настоящее время ребята начали работу над новым спектаклем, который должен объединить (по замыслу автора) и учеников, и учителей школы, и просто взрослых людей. Но это – все в будущем.

Выпускник школы Кирилл Туманов говорит: «Вся театральная эпоха дала мне много: я узнал очень интересных собеседников и просто хороших людей, попробовал себя в театральном искусстве, почувствовал себя настоящим героем книги А. Лиханова «Детская библиотека»! Пусть для меня это было довольно утомительно, но я бы еще раз прошел через это».

Е.Н. Мозиков, отец одного из участников коллектива, говорит о театре: «Это огромная возможность для детей узнать новый и неизвестный мир другого человека, способность выйти из эгоцентризма и собственного узкого мировоззрения… Познавая в театральной игре людей другой эпохи, ребята лучше понимают, в чем сила классической литературы, что люди разных эпох похожи друг на друга, что люди во все времена остаются людьми, со своими слабостями и со своими сильными сторонами.

Театр, как зеркало, помогает взглянуть на себя со стороны, увидеть одежды, за которыми прячутся Зло и Добро, помогает найти своих кумиров. Конечно, выбор актерской профессии – это дело индивидуальное, но занятия в театральном кружке позволяют  нашим детям понять самое главное во взаимоотношениях между людьми, набраться жизненного опыта, дают возможность оценивать пусть и не реальные, но вполне жизненные ситуации».

Перелистывая фотографии ранних лет и перечитывая страницы Альбома объединения, можно прийти к выводу, что их авторы заложили основу творческого пути школьного объединения «И слову вещему внимая…» длиною в 30 лет.

Поздравляем всех с юбилеем и представляем фотоотчет о юбилее

Пьеса "Нет меня"

Этюд "У стены"